Рост распространения школьного насилия отмечается во всех европейских странах, в том числе и в России. Данный вид поведения за последние 20 лет из единичных случаев превратился в системное явление. Эта проблема настолько тяжела и серьезна, что одной школе решить ее не под силу.
В библиографический список литературы «Пришли в школу буллинг с троллингом» включены публикации из журналов «Директор школы», «Справочник руководителя ОУ, «Школьный психолог», «Методист» и др., в которых даны четкие рекомендации по противодействию школьному насилию. По решению обозначенной проблемы представлен интересный зарубежный опыт. Библиографический список литературы адресован руководителям образовательных организаций, педагогам, педагогам-психологам, родителям.
- Белевич, А. Буллинг в школе: как распознать и противодействовать / А. Белевич, М. Малыгина. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2021. — № 5. – С. 95-101.
Каковы типичные реакции учителей и родителей при столкновении с буллингом? Что следует делать в подобной ситуации? Какие стратегии борьбы со школьной травлей успешны, а какие — нет? - Бетчер, Т. И. Пришли в школу буллинг с троллингом / Т. И. Бетчер. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2018. — № 6. – С. 40-47.
Размышления автора о проблемах школьной травли. - Бочавер, А. А. Травля детей в российской школе: суть проблемы и как ее решать / А. А. Бочавер, А. В. Жилинская, К. Д. Хломов. – Текст : электронный // Компас целей : [сайт]. – URL: http://analitikaru.ru/2015/03/18/travlya-detej-v-rossijskoj-shkole-sut-problemy-i-kak-ee-reshat/ (дата обращения: 24.02.2022).
- Бутова, В. О. Моббинг и буллинг / В. О. Бутова. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2017. — № 8. – С. 99-105.
О методах профилактики школьного насилия. Что делать учителям и семье, если ребёнок стал жертвой или, наоборот, агрессором? - Вавилова, А. Локальный акт и план мероприятий по профилактике травли в школе / А. Вавилова, А. Фокина. — Текст : непосредственный // Справочник руководителя ОУ. – 2019. — № 7. – С. 20-34.
Чтобы организовать профилактику травли, школе нужно разработать Правила противодействия буллингу и план мероприятий. В него нужно включить обучение педагогов и родителей, как обнаружить признаки травли. В статье есть готовые памятки для учеников, родителей и учителей, образец анонимной анкеты для учеников, чтобы определить уровень насилия в школе. - Гребенникова, О. А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О. А. Гребенникова, М. И. Добролюбова. – Текст : электронный // Концепт. – 2017. — № 59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-obrazovatelnoy-srede-kak-ugroza-zdorovyu-shkolnikov/viewer (дата обращения: 24.02.2022).
- Ильин, В. А. «Травля – явление системное» : [беседа с доктором психологических наук, профессором кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета Валерием Александровичем Ильиным / записала Н. Двоскина]. — Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2019. – № 1-2. – С. 48-50.
Ситуации травли могут приводить не только к психологическим травмам, но и к трагедиям с человеческими жертвами. Все это побуждает внимательно рассматривать возможности психологических служб в системе образования. - Кривцова, С. В. Как противостоять буллингу / С. В. Кривцова. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2018. — № 4. – С. 86-94.
Сущность буллинга, виды. Факторы, способствующие детской травли. Система мер по созданию безопасного психологического пространства школы. - Лахмытко, Н. М. Как остановить травлю в школе. Понятие моббинга (методические рекомендации для заместителей директора по УВР, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов) / Н. М. Лахмытко. — Текст : непосредственный // Методист. – 2015. — № 3. – С. 56-59.
- Молоканова, К. Сказка об Обижалке. Один из методов работы с буллингом в школе / К. Молоканова. — Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2019. — № 7-8. – С. 9-15.
Сценарий постановки на тему антибуллинга. Постановка может быть использована для профилактики травли в школьных коллективах, а классные часы на ее основе — для «излечения» класса от «вируса» травли. В качестве актеров могут выступать дети начиная с 5-го класса. - Петкевич, А. Изгой в классе. Время бить тревогу? / А. Петкевич. — Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2019. — № 5-6. – С. 30-31.
Ситуация ребенка-изгоя в коллективе — не сиюминутная проблема, и решается она не за один день. Задача педагога-психолога — не «зацикливаться» только на ребенке. Надо привлечь все заинтересованные стороны: родителей, учителей, учащихся класса. - Поленкова, И. Изгой в классе / И. Поленкова. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2019. — № 2. – С. 87-92.
Причины и факторы, способствующие детской травле в школе. Рекомендации учителям и родителям о мерах предотвращения буллинга в детской и подростковой среде. - Чеснокова, А. В школе у моего ребёнка всё хорошо»… /А. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2019. – № 1. – С. 93-96.
… так наивно думают многие родители. Они уверены, что если дети не рассказывают дома за ужином истории о том, как их обижали одноклассники, то можно не беспокоиться. Готовы ли дети обращаться за помощью к родителям в случае буллинга?