Библиографический список «Здоровье педагога: как его сохранить»

В последние годы проблема сохранения здоровья педагогов стала особенно актуальной. Известно, что именно профессиональные риски педагогического труда являются основной причиной нарушения здоровья педагога.

В библиографический список литературы «Здоровье педагога: как его сохранить» включены публикации из журналов «Народное образование», «Директор школы», «Практика административной работы в школе», «Школьный психолог», в которых отражены методологические и организационные подходы к формированию здоровья, комплекс методов оценки состояния здоровья педагогических работников. Представлен опыт работы образовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья педагогических кадров.

Библиографический список литературы адресован руководителям образовательных организаций, педагогам, педагогам-психологам.

Здоровье – дороже золота

В. Шекспир

 

  1. Егоров, Б. Б. Как обеспечить стрессоустойчивость педагога / Б. Б. Егоров. – Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2020. — № 8. – С. 74-76.
    Тест на устойчивость к стрессу. Упражнения для повышения стрессоустойчивости.
  1. Журавлева, Е. В. Профессиональный дистресс / Е. В. Журавлева. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2015. — № 10. – С. 100-106.
    О программе по сохранению и укреплению здоровья педагогов.
  1. Исламова, З. «Болезнь цивилизации» / З. Исламова. – Текст : непосредственный // Директор школы. – 2020. – № 9. – С. 99-107.
    Синдром профессионального выгорания: причины, признаки по стадиям, рекомендации по профилактике.
  1. Колесникова, Е. В. Здоровье педагога: культура питания в условиях техногенеза / Е. В. Колесникова. — Текст : непосредственный // Народное образование. – 2016. — № 4-5. – С. 88-93.
    Здоровое рациональное питание, качество и безопасность продовольствия, их значимость для педагогических работников. Важность знаний об источниках загрязнения пищевых продуктов чужеродными химическими веществами, о мерах профилактики и защиты от их нежелательного воздействия на организм здорового человека.
  1. Комарова, С. Ю. Эмоциональное выгорание: природа и симптомы. Часть 1 / C. Ю. Комарова. — Текст : непосредственный // Директор школы. — — № 6. – С. 23-30.
    Почему и как начинается эмоциональное выгорание? Может ли сам человек диагностировать у себя начало этого процесса, и по каким признакам это возможно сделать?
  1. Лазарева, Н. Н. «МУЗА» против стресса / Н. Н. Лазарева, Н. М. Фараонова. — Текст : непосредственный // Директор школы. — — № 6. – С. 38-43.
    Нам кажется, что мы знаем о стрессе все. Однако это далеко не так. Более того, то немногое, что мы о нем знаем, зачастую не имеет с реальностью ничего общего. Программа «МУЗА» (мобильность, устойчивость, здоровье, активность), направлена на создание условий для профилактики эмоционального выгорания педагогов через сохранение и укрепление психологического здоровья.
  1. Малярчук, Н. Н. Здоровье педагогов и учащихся: организационный аспект / Н. Н. Малярчук. — Текст : непосредственный // Народное образование. – 2015. — № 5. – С. 84-92.
    Приоритет здоровья педагогов в организационной культуре образовательной организации. Результаты исследований здоровья педагогов. Нездоровый педагог – препятствие к формированию здорового образа жизни школьников. Родительский клуб здоровья в образовательном учреждении.
  1. Малярчук, Н. Н. Факторы и культура здоровья педагогов / Н. Н. Малярчук. – Текст: непосредственный // Народное образование. – 2013. — № 6. – С. 129-139.
    Здоровье педагога как личностный и профессиональный феномен. Модель активации внутренних ресурсов педагогов. Способы, методы и условия становления и развития культуры здоровья педагогов.
  1. Машковцева, Е. В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / Е. В. Машковцева. – Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2020. — № 4. – С. 74-79.
    Практико-ориентированная статья, посвященная профилактике эмоционального выгорания педагогов, основным содержанием которой является тренинг с набором упражнений и методик, направленных на предупреждение такого выгорания у учителей.
  1. Муравьева, С. Система «человек – человек», или профилактика деформации личности педагогов и директоров / С. Муравьева. – Текст : непосредственный // Директор школы. – 2020. – № 4. – С. 32-40.
    Болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить, поэтому важно проводить своевременную профилактику выгорания педагога, включающую в себя три направления работы: организацию деятельности, улучшение психологического климата и работу с личностными особенностями педагога.
  1. Поташник, М. О депрессии учителей / М. Поташник. – Текст : непосредственный // Директор школы. – 2019. — № 9. – С. 103-111.
    В последнее время увеличилось количество пессимистов, и их пессимизм усиливается и усугубляется, последовательно переходя в уныние, депрессию. Что с этим явлением делать самому педагогу и руководителям школ?
  1. Стромская, Е. Чтобы не сгореть на работе… Профилактика эмоционального выгорания педагогов / Е. Стромская. — Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2019. — № 7-8. – С. 42-46.
    Цикл тренинговых занятий для педагогов.
  1. Черникова, Т. В. Усталость – не приговор / Т. В. Черникова. — Текст : непосредственный // Директор школы. – 2017. — № 2. – С. 104-111.
    В статье представлен образец модели мониторинга по отслеживанию показателей эмоционального здоровья в коллективе педагогов.
  1. Щавелев, А. 10 признаков хронической усталости. Часть 2 / А. Щавелев. — Текст : непосредственный // Директор школы. — 2021. — № 2. – С. 102-107.
    Существуют физиологические механизмы, которые определяют наше самочувствие во время стресса. Оказывается, на короткой дистанции он мобилизует разум и тело, помогает справиться с испытанием. А вот длительное воздействие стресса может привести к нервному истощению. Как же нормализовать свое состояние? Прежде всего — протестировать себя по простой методике, которая предлагается в этом материале.
  1. Щавелев, А. Как справляться со стрессом? Техники саморегуляции. Часть 3 / Г. Кучер. — Текст : непосредственный // Директор школы. — 2021. — № 3. – С. 103-108.
    Как предупредить негативные последствия стресса. В этом помогут практики, которые можно использовать для ежедневной саморегуляции: дыхательная гимнастика и медитация.
  1. Щавелев, А. Каким образом стресс влияет на нас? Часть 1 / А. Щавелев. — Текст : непосредственный // Директор школы 2021. — № 1. – С. 103-111.
    Как управленец должен вести себя, чтобы не выгорать при сверхнагрузках? Чтобы стресс оставался помощником, нужны два условия. Во-первых, надо уметь быстро восстанавливать энергетические ресурсы. Второе: сгенерированную стрессом энергию необходимо суметь направлять на полезные цели.

Приложения к материалу

Оставьте комментарий