Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, обучение родному языку.
Родной язык помогает растущему человеку войти в окружающий мир, открывает широкие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. Речь является инструментом мышления, оказывает влияние на развитие всех высших познавательных процессов.
Речь не является врожденной способностью маленького ребёнка, она формируется постепенно, вместе с его развитием и под влиянием речи взрослых. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для социализации в микросоциуме (группе, классе).
В библиографический список «Играя, развиваем речь» включены книги и статьи из педагогических журналов, содержащие игры, упражнения, занятия по развитию звуковой, лексической и грамматической сторон речи, развитию словесного творчества дошкольников. Список адресован сотрудникам дошкольных организаций, логопедам.
- Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. – (Программа развития). – Текст : непосредственный.
В книге представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к проведению занятий, анкета для определения актуального уровня речевого развития, методика наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий. - Зуева, Л. Н. Логопедия для дошкольников : Альбом 1. / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. – М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000. – 80 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, предназначенные для развития речи, обогащению словарного запаса, развития логического мышления, внимания, памяти, воображения.
Каждые две страницы в альбоме – это рабочая игровая площадка для ребёнка. Левая страница несёт основную речевую и познавательную нагрузку, правая – содержит упражнения, развивающие мелкую моторику. - Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. — (Логопед в ДОУ). – Текст : непосредственный
В книге предлагаются методические разработки 36 лого-ритмических занятий для детей 6-7 лет, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. - Коржевина, В. В. Развитие вербальных средств общения у дошкольников [Текст] / В. В. Коржевина // Методист. – 2019. — № 1. – С. 59-65. – Текст : непосредственный.
Описана технология развития связной речи для дошкольников как нормативно развивающихся, так и имеющих ОВЗ. Основное содержание технологии составляют специально смодулированные коммуникативные ситуации, которые создаются с помощью особых визуальных опор, представляющих собой коммуникативно-речевые практикумы на основе работы с одной или серией сюжетных картинок, объединенных тематическим диалогом. - Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / в. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова . – Ростов н/Д : Издательство «Феникс», 2002. – 256 с. – (Мир вашего ребёнка). – Текст : непосредственный.
Пособие представляет собой теоретический материал по развитию речи, интеллекта, памяти, внимания, мышления. По каждой теме приводятся весёлые уроки, задания, тесты; методические рекомендации. - Кочкина, В. А. Применение синквейна для развития речи детей старшего дошкольного возраста / В. А. Кочкина. – Текст : непосредственный // Методист. – 2019. — № 10. – С. 60-62.
Метод развития речи – синквейн (нерифмованное стихотворение) помогает в игровой форме развить словарный запас, мышление детей. - Кочкина, В. А. Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий (мастер-класс для родителей) / В. А. Кочкина. – Текст : непосредственный // Методист. – 2020. — № 1. – С. 66-68.
Описание мастер-класса для родителей по использованию в игровой форме здоровьесберегающих технологий для развития мелкой моторики, артикуляционного аппарата. - Маковская, Л. А. Послушайте, как я читаю! : учебно-практическое пособие по технике чтения: в 2 частях. Часть 1. / Л. А. Маковская. – Новокузнецк : РИО НГПИ, 2002. – 76 с. – Текст : непосредственный.
Учебно-практическое пособие «Послушайте, как я читаю!» адресовано учителям начальных классов и родителям для организации работы по формированию навыка сознательного, грамотного и беглого чтения младших школьников. Автор предлагает увлекательные задания и игры со словами: грамматическую арифметику, ʺмузыкальные» слова, слова-«матрёшки», поиск ʺсправедливых» слов, ребусы и др. - Орлова, Л. Страна Букляндия. Как быстро запомнить буквы, чтобы было интересно и увлекательно / Л. Орлова. – Текст : непосредственный // Дошкольное образование. – 2018. — № 5-6. – С. 26-29.
Описаны упражнения, задания в изучении звуков и букв: сочинения сказок про буквы, создание наглядного образа, создание рукописных книг, рисование «живого» образа буквы, наделение её чертами характера, драматизация историй про буквы, создание домика для буквы. - Остапенко, А. Речевое развитие дошкольников / А. Остапенко. – Текст : непосредственный // Дошкольное образование. – 2019. — № 11-12. – С. 32-35. – (Страничка логопеда).
Все речевые навыки ребёнка делятся на две группы: содержательные и технические. Каждому содержательному навыку предшествует технический, пропустить или обойти который никак нельзя. Описан алгоритм формирования речевых навыков ребёнка: содержательных и технических — от простого навыка к сложному. - Развитие речи: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко [и др.] – Волгоград : Учитель, 2007. – 238 с. – Текст : непосредственный.
Развернутое тематическое планирование по разделу образовательной программы ДОУ «Развитие речи» включает в себя полный комплект материалов по проектам «Юный гражданин», «Мир сказок», «Мир поэзии», «Мир растений», «Моя семья» и др. Разработано в соответствии с возрастными особенностями групп в ДОУ, что позволит педагогам профессионально сконструировать и эффективно провести занятия с детьми. - Фалева, А. С. «Планета правильной речи». Викторина по развитию речи детей подготовительной группы с ТНР / А. С. Фалева, Е. М. Казакова, Л. И. Ким. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2017. — № 9. – С. 32-37.
Викторина «Планета правильной речи» для старших дошкольников представлена в форме путешествия и включает задания на закрепление знаний в области «Речевое развитие»: обучение грамоте, лексико-грамматические представления, развитие связной речи. - Шорохова, О. А. Речевое развитие ребёнка: Анализ программ дошкольного образования / О. А. Шорохова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») – Текст : непосредственный.
В пособии рассматриваются закономерности и критерии развития речи ребёнка-дошкольника, анализируются программы речевого развития детей, которые используются в работе дошкольной образовательной организации. Раскрываются положения. Структура, содержание, подходы к организации развивающей среды, тактика работы