Библиографический список «Играя, развиваем речь»

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, обучение родному языку.

Родной язык помогает растущему человеку войти в окружающий мир, открывает широкие возможности для общения со сверстниками и взрослыми. Речь является инструментом мышления, оказывает влияние на развитие всех высших познавательных процессов.

Речь не является врожденной способностью маленького ребёнка, она формируется постепенно, вместе с его развитием и под влиянием речи взрослых. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе, для социализации в микросоциуме (группе, классе).

В библиографический список «Играя, развиваем речь» включены книги и статьи из педагогических журналов, содержащие игры, упражнения, занятия по развитию звуковой, лексической и грамматической сторон речи, развитию словесного творчества дошкольников. Список адресован сотрудникам дошкольных организаций, логопедам.

Библиографический список «Играя, развиваем речь»

  1. Громова, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. – (Программа развития). – Текст : непосредственный.
    В книге представлена целостная методика стимулирующего логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к проведению занятий, анкета для определения актуального уровня речевого развития, методика наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и диагностических занятий.
  2. Зуева, Л. Н. Логопедия для дошкольников : Альбом 1. / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. – М. : ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000. – 80 с. : ил. – Текст : непосредственный.
    Пособие содержит занимательные игровые задания для детей 5-7 лет, предназначенные для развития речи, обогащению словарного запаса, развития логического мышления, внимания, памяти, воображения.
    Каждые две страницы в альбоме – это рабочая игровая площадка для ребёнка. Левая страница несёт основную речевую и познавательную нагрузку, правая – содержит упражнения, развивающие мелкую моторику.
  3. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. — (Логопед в ДОУ). – Текст : непосредственный
    В книге предлагаются методические разработки 36 лого-ритмических занятий для детей 6-7 лет, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
  4. Коржевина, В. В. Развитие вербальных средств общения у дошкольников [Текст] / В. В. Коржевина // Методист. – 2019. — № 1. – С. 59-65. – Текст : непосредственный.
    Описана технология развития связной речи для дошкольников как нормативно развивающихся, так и имеющих ОВЗ. Основное содержание технологии составляют специально смодулированные коммуникативные ситуации, которые создаются с помощью особых визуальных опор, представляющих собой коммуникативно-речевые практикумы на основе работы с одной или серией сюжетных картинок, объединенных тематическим диалогом.
  5. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / в. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова . – Ростов н/Д : Издательство «Феникс», 2002. – 256 с. – (Мир вашего ребёнка). – Текст : непосредственный.
    Пособие представляет собой теоретический материал по развитию речи, интеллекта, памяти, внимания, мышления. По каждой теме приводятся весёлые уроки, задания, тесты; методические рекомендации.
  6. Кочкина, В. А. Применение синквейна для развития речи детей старшего дошкольного возраста / В. А. Кочкина. – Текст : непосредственный // Методист. – 2019. — № 10. – С. 60-62.
    Метод развития речи – синквейн (нерифмованное стихотворение) помогает в игровой форме развить словарный запас, мышление детей.
  7. Кочкина, В. А. Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий (мастер-класс для родителей) / В. А. Кочкина. – Текст : непосредственный // Методист. – 2020. — № 1. – С. 66-68.
    Описание мастер-класса для родителей по использованию в игровой форме здоровьесберегающих технологий для развития мелкой моторики, артикуляционного аппарата.
  8. Маковская, Л. А. Послушайте, как я читаю! : учебно-практическое пособие по технике чтения: в 2 частях. Часть 1. / Л. А. Маковская. – Новокузнецк : РИО НГПИ, 2002. – 76 с. – Текст : непосредственный.
    Учебно-практическое пособие «Послушайте, как я читаю!» адресовано учителям начальных классов и родителям для организации работы по формированию навыка сознательного, грамотного и беглого чтения младших школьников. Автор предлагает увлекательные задания и игры со словами: грамматическую арифметику, ʺмузыкальные» слова, слова-«матрёшки», поиск ʺсправедливых» слов, ребусы и др.
  9. Орлова, Л. Страна Букляндия. Как быстро запомнить буквы, чтобы было интересно и увлекательно / Л. Орлова. – Текст : непосредственный // Дошкольное образование. – 2018. — № 5-6. – С. 26-29.
    Описаны упражнения, задания в изучении звуков и букв: сочинения сказок про буквы, создание наглядного образа, создание рукописных книг, рисование «живого» образа буквы, наделение её чертами характера, драматизация историй про буквы, создание домика для буквы.
  10. Остапенко, А. Речевое развитие дошкольников / А. Остапенко. – Текст : непосредственный // Дошкольное образование. – 2019. — № 11-12. – С. 32-35. – (Страничка логопеда).
    Все речевые навыки ребёнка делятся на две группы: содержательные и технические. Каждому содержательному навыку предшествует технический, пропустить или обойти который никак нельзя. Описан алгоритм формирования речевых навыков ребёнка: содержательных и технических — от простого навыка к сложному.
  11. Развитие речи: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В. Ю. Дьяченко [и др.] – Волгоград : Учитель, 2007. – 238 с. – Текст : непосредственный.
    Развернутое тематическое планирование по разделу образовательной программы ДОУ «Развитие речи» включает в себя полный комплект материалов по проектам «Юный гражданин», «Мир сказок», «Мир поэзии», «Мир растений», «Моя семья» и др. Разработано в соответствии с возрастными особенностями групп в ДОУ, что позволит педагогам профессионально сконструировать и эффективно провести занятия с детьми.
  12. Фалева, А. С. «Планета правильной речи». Викторина по развитию речи детей подготовительной группы с ТНР / А. С. Фалева, Е. М. Казакова, Л. И. Ким. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2017. — № 9. – С. 32-37.
    Викторина «Планета правильной речи» для старших дошкольников представлена в форме путешествия и включает задания на закрепление знаний в области «Речевое развитие»: обучение грамоте, лексико-грамматические представления, развитие связной речи.
  13. Шорохова, О. А. Речевое развитие ребёнка: Анализ программ дошкольного образования / О. А. Шорохова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с – (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ») – Текст : непосредственный.
    В пособии рассматриваются закономерности и критерии развития речи ребёнка-дошкольника, анализируются программы речевого развития детей, которые используются в работе дошкольной образовательной организации. Раскрываются положения. Структура, содержание, подходы к организации развивающей среды, тактика работы

Приложения к материалу

Поделись этой страницей в социальных сетях:

Оставьте комментарий