В МБОУ ДПО НМЦ прошел практический семинар «Школьный театр: проблемы, решения», на котором присутствовали руководители школьных театров Ленинск-Кузнецкого городского округа.
Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского художественного творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании детей. В истории развития отечественной школы на разных этапах можно встретить лучшие образцы обучения и воспитания детей посредством приобщения к театральному искусству: и как зрителей, и как создателей детских спектаклей, и как участников театрального творчества.
Соединение в театре нескольких видов искусств: литературы, музыки, хореографии, сценографии, актерского искусства позволяют театру выполнять колоссальную воспитательную миссию.
С основным докладом выступала Красневич Наталья Александровна, методист НМЦ, муниципальный куратор школьных театров Ленинск-Кузнецкого ГО.
В докладе прозвучало, что театр – важнейший ресурс для выявления и развития талантов и одаренностей в каждом ребенке. Постановки детских спектаклей на школьной сцене, опора на классическую драматургию, детские пьесы для любых возрастных категорий детей незаменимы в настоящее время. Театр выступает инструментом формирования детского коллектива, командного единения на основе качественного репертуара, ведь постановка спектакля с детьми – это системный педагогический процесс.
Наталья Александровна обратила внимание коллег на то, что значимость коллективного театрального творчества была поддержана Президентом нашей страны, и эта государственная поддержка сформирована в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи со школьниками в ВДЦ «Океан» 1 сентября 2021 г. (№ Пр-1806 от 24 сентября 2021 г.) о развитии и поддержке школьных театров. С 2021 года в рамках деятельности Минпросвещения России совместно с Минкультуры России, Российским Движением школьников, Театральным институтом имени Б. Щукина развернута системная работа по созданию школьных театров. На начало 2022 года в школах страны было создано свыше 11000 школьных театров, количество которых имеет устойчивый рост. В Ленинск-Кузнецком на базе образовательных учреждений функционирует 19 школьных театров из 15 образовательных организаций.
В созданных Федеральные и Региональными межведомственными дорожными картами по созданию и развитию школьных театров, с учетом новых вызовов, задач и механизмов развития, школьный театр должен стать лидером развития художественного творчества школьников, школой развития эмоционального интеллекта, самоактуализации, формирования гибких навыков, воспитания и развития личностного потенциала.
На семинаре обсудили дифференциацию по жанровым направлениям детского театрального творчества, механизм создания школьного театра на базе школы, статус руководителя школьного театра. Была дана ссылка на информационные ресурсы функционирования школьного театра.
С выступлением на тему «Решение задач внеурочной деятельности «Школьный театр»: обучающая, развивающая, воспитательная» выступила Иванова Татьяна Владимировна. Она раскрыла тему выступления на примере функционирования театральной студии «Буратино» МБОУ «ООШ № 19», руководителем которой она является уже много лет. В презентации было продемонстрированы этапы работы в театральной студии над выступлениями, по подготовке к спектаклю и творческому выступлению. В завершении был показан ролик с выступлением школьников, участников студии «Буратино» ко Дню матери.
Гараева Фарида Анусовна руководит школьным кукольным театром «Петрушка» на базе МБОУ «Гимназия №12» на протяжении 9 лет. В своём выступлении она осветила вопросы творческого самовыражения обучающихся через кукольных персонажей. По завершению презентации и своего выступления продемонстрировала фрагмент из спектакля «Рождественская звезда». Спектакль был принят участниками семинара с большим воодушевлением. Коллеги высоко оценили работу Фариды Анусовны как сценариста, постановщика, декоратора и руководителя театральной группы.
Не менее интересным было выступление Гайдук Веры Ивановны руководителя театральной студии «Фантазеры» на базе МБОУ ООШ №3. Она затронула вопрос актуальности программы «Школьный театр» для социализации детей в современном обществе. Был показан видео ролик, где дети на занятии в студии, проявив творческий подход, создавали несуществующего персонажа из обычных листов газеты, наделяя его характером и вымышленными условиями существования.
Тема выступления Гаджиевой Веры Анатольевны: Творческий подход, методы и формы реализации программы «Школьный театр» на примере студии «Фантазёры», руководителем которой является Вера Анатольевна. Студия занимается по программе внеурочной деятельности «Театральные игры».
В МБОУ ООШ №37 создано сразу три театральных группы. Эти группы взаимодействуют между собой, создают совместные проекты, готовят выступления на школьных мероприятиях. На семинаре выступила Недосекина Елена Владимировна, руководитель экологического театра в МБОУ ООШ №37. Она рассказала об основных принципах функционирования экологического театра на примере своей студии.
На состоявшемся семинаре был озвучен и ряд проблем связанных с развитием этого вида деятельности в рамках образовательной организации. На старте любого важного проекта обычно возникает рад сложностей и трудностей, это нормально, и театральная деятельность не исключение. Но настоящие педагоги не привыкли отступать. Верим, нам под силу выполнить поставленную Президентом Российской Федерации задачу по развитию школьного театра в образовательных организациях.
В целом обстановка на семинаре была дружеская, творческая. Обмен опытом, поддержка начинающих руководителей школьного театра, обсуждение насущных проблем функционирования школьного театра – так проходил практический семинар в течении двух часов в уютном заме Управления образования.
В завершении коллеги обменялись своими впечатлениями о состоявшейся встречи, зарядились творческим потенциалом для осуществления такой важной миссии – воспитание подрастающего поколения посредством внедрения театрального искусства в образовательный процесс.