25 февраля 2011 года в рамках Дня науки состоялась дискуссия по теме «Как воспитать гражданина, патриота сегодня?»
В дискуссии приняли участие ученые-кандидаты наук – Милькова Е.В., КГУКИ, Рылова Н.Т., управление образования, Попова Г.Н., МОУ ДПО «Научно-методический центр», Моцарь С.В., КОПИ, Борисова И.В., гимназия № 18», руководители образовательных учреждений города.
Участники дискуссии довольно активно обсуждали понятия «патриот» и «гражданин». Если каждый человек с рождения становится гражданином и должен всю жизнь поддерживать этот правовой статус, то понятие «патриот» — приобретается. Патриоту нужно обладать определенными моральными качествами – любовью к Родине и ее защите, интернационализмом, любовью и уважением к духовным ценностям народов нашей страны и т.п.
У аудитории вызвал особую активность другой вопрос дискуссии, «Какими качествами должен обладать гражданин и патриот?»
Гражданин должен знать свои обязанности и права, которые определяет Конституция РФ, основы конституционного строя, закрепленные в этом документе, систему ценностей, которые заключает в себе Конституция и выполняет их.
Эти знания не зависят от групповых, эстетических, конфессионных воззрений и предпочтений.
Патриот – должен обладать ценностным отношением человека к своему Отечеству. Он привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриот гордится достижениями родной страны, сопереживает ее неудачам и бедам, уважает историческое прошлое своей страны народную память, культуру. Патриот нравственно возвышен, его чувства и идеи сопряжены с уважением к людям любых национальностей.
Педагоги обсуждали специфику гражданского и патриотического воспитания в зависимости от типа и вида ОУ. Были высказаны мнения о ныне действующих программах по воспитанию школьников. Были предложения по усовершенствованию этих программ – дополнить их содержание разными формами работы: уроки успеха, экскурсии по родному краю и городу, экологические акции, конкурсы семей, изучение литературного наследия, музейная педагогика, обязательное изучение государственных символов (гимн, герб, флаг), шефство, партнерство, расширение работы по добровольчеству, по разработке и защите социальных проектов и др. Нужно создать единую воспитательную программу образовательных учреждений города, в ней должна сохраняться преемственность в воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений и школ.
В новых образовательных стандартах большое внимание уделяется внеурочной деятельности: Как можно использовать ее потенциал для воспитания патриота, гражданина? Эти вопросы привлекли обсуждение к проблемам воспитательной работы в начальной школе (т.к. ФГОС вводятся в начальной школе). ФГОС объявляет пять направлений в воспитательной работе с младшими школьниками. Наполнение этих направлений воспитательной работы содержанием обязательно должно иметь патриотическую и гражданскую направленность. Какие ценности местного сообщества (город, микрорайон) необходимо использовать в воспитании гражданина, патриота? Наш город имеет свою историю, исторические традиции. Он многонациональный. В истории рудника Кольчугинского и города Ленинска-Кузнецкого можно найти много исторических следов (гражданская война и ее события, Великая Отечественная война – эвакуированные предприятия, их становление и работа для фронта, для Победы; лагеря военнопленных – японцев, немцев, мирное строительство и развитие города и др.). Это все можно использовать в воспитательной работе.
Кладовые нашей истории неисчерпаемые. Наш главный потенциал – наша гордость это заслуженные земляки-воины, труженики, созидатели. Пока они живы, мы обязаны использовать их исторический, богатейший, бесценный опыт в воспитании у детей, у родительского сообщества патриотизма и гражданственности. Такие мнения высказывали участники дискуссии. Мероприятие развернулось как интереснейший обмен мнениями, о наработках в заявленных направлениях. В ходе дискуссии были высказаны пожелания, предложения.
Безусловно, для дальнейшего развития и совершенствования воспитательной работы и ее составляющих дискуссия сыграет нужную, важную роль.