23 декабря 2014 года в рамках ресурсного центра «Центр духовно-нравственного развития и воспитания» по непрерывному образованию педагогов на базе МБОУ «Гимназия № 12» г. Ленинска-Кузнецкого прошел круглый стол по теме «Реализация курса ОРКСЭ в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы», в котором приняли участие учителя комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» из общеобразовательных учреждений города.
Педагоги горячо обсуждали опыт и подводили итоги работы по листам самооценки, разработанным на городском практико-ориентированном семинаре «Оценивание достижений результатов обучающихся в процессе освоения курса ОРКСЭ», прошедшем 29 октября 2013 года.
В ходе обсуждения было отмечено, что безотметочность курса ОРКСЭ позволяет реализовать те требования, которые предъявляет ФГОС НОО. На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности ребенка. Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки существуют другие методы оценивания, например, самооценивание. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся. Необходимо положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку самостоятельно найти ответ на вопрос, поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Рекомендуется учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Все это позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ.
Самооценка ученика по изучению курса ОРКСЭ направлена на отслеживание учащимся своих достижений в ходе изучения курса. Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе.
Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем ему еще надо разобраться, чему еще предстоит научиться.
Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю понять, правильно ли построен урок и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
Листы самооценки были апробированы на уроках ОРКСЭ в течение 2013-2014 учебного года. На каждого ученика был оформлен индивидуальный лист самооценки. Очень важно было, чтобы дети научились правильно оценивать себя. После окончания урока учащимся предлагалось оценить свою работу. Результат оценивания фиксировался с помощью цветового сигнала в листе самооценки.
Участники круглого стола отметили положительные и отрицательные стороны листов самооценки, выявленные в процессе апробации. Педагогами наблюдалась завышенная самооценка учащихся. Также было отмечено, что работа с листами самооценки позволяет учителю определить уровень владения универсальными учебными действиями, самостоятельность детей, выявить проблемы в формировании самооценки школьника.
Подводя итоги круглого стола, стоит отметить активную работу всех его участников, их заинтересованность и стремление погрузиться в обсуждаемую проблему. Было принято решение продолжить работу с листами самооценки с учетом внесения предложенных изменений.