Активные миграционные процессы — одна из особенностей современного мира. Приток в школы большого количества детей, носителей иных традиций, обычаев, религиозных норм и социокультурных установок, обозначил ряд существенных проблем как для системы образования в целом, так и для конкретных образовательных организаций.
В библиографический список литературы «Инофоны, билингвы, мигранты» включены публикации из журналов «Начальная школа», «Справочник руководителя ОУ, «Директор школы», «Практика административной работы в школе», которые помогут в организации работы с этими категориями обучающихся.
Библиографический список литературы адресован руководителям образовательных организаций, педагогам, педагогам-психологам, родителям.
- Аникеев, А. С. Практика областной системы образования по обучению детей мигрантов / А. С. Аникеев. — Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2024. — № 6. – С. 18-24.
Воспитание и обучение детей мигрантов и детей с миграционной историей в последнее десятилетие стало одним из наиболее сложных вызовов для российской системы образования. Калужская область накопила положительный опыт работы с этими категориями обучающихся, который может оказаться полезен и другим регионам нашей страны - Белякова, И. В. Материалы для подготовки программы психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов / И. В. Белякова, Е. В. Воропаева. — Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2024. — № 6. – С. 32-35.
Материалы, которые помогут разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов и их семей. Здесь вы найдете формулировки цели, задач и планируемых результатов реализации такой программы, описания трех ее этапов: диагностического, коррекционно-развивающего и аналитического. Особый интерес представляет разработанный авторами алгоритм мониторинга уровня адаптации детей-инофонов. - Губанихина, Е. В. Особенности адаптации детей мигрантов в российской начальной школе / Е. В. Губанихина, Н. С. Кудакова, А. М. Филатова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2022. — № 9. – С. 31-34.
Усиление миграционных процессов делает актуальным поиски наиболее эффективных механизмов обучения данной категории детей. - Зверева, С. Непонятно, как учить детей-иностранцев, если они плохо владеют русским языком. Опыт школы, которая справилась с этой задачей / С. Зверева, М. Лазарева. — Текст : непосредственный // Справочник руководителя ОУ. – 2024. — № 4. – С. 24-27.
Из опыта работы школы № 37 г. Выборга, в которой много детей-иностранцев. Как адаптировать детей-иностранцев и инофонов к образовательному процессу и самостоятельно обучить русскому языку. Представлена программа по адаптации таких учащихся. - Калитько, Е. Н. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся-инофонов / Е. Н. Калитько. — Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2024. — № 6. – С. 25-31.
Что необходимо учитывать, работая с детьми-инофонами? Как сделать, чтобы по отношению к ним образовательная среда стала дружелюбной? Каковы направления психологической поддержки учеников-инофонов? Как вовлечь их родителей в дела школы? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся психолого-педагогического сопровождения детей мигрантов, вы найдете в предлагаемой публикации. - Орлова, А. Перелетные дети / А. Орлова. – Текст : непосредственный // Директор школы. – 2021. — № 2. – С. 39-44.
Дети-мигранты всегда дают повод для тревоги, напряжения, раздражения в педагогическом коллективе. Как адаптировать их к школе? Как заинтересовать их учебой? - Соболева, Н. Неожиданная точка роста. Мигранты в школе как способ стать региональным лидером / Н. Соболева, Е. Шарипова. — Текст : непосредственный // Справочник руководителя ОУ. — 2020. — № 4. – С. 72-81.
Екатеринбургская школа еще десять лет назад столкнулась с проблемой наплыва детей-мигрантов. Тогда их было 3–5 процентов от общего числа учеников, но количество неуклонно росло и достигло 38 процентов детей 17 национальностей. Как школа выжила, примирила родителей, преодолела сопротивление учителей и стала инновационной площадкой – в статье. - Чередниченко, Н. Г. Сценарии уроков толерантности / Н. Г. Чередниченко. – Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2021. — № 7. – С. 76-79.
Проблема воспитания толерантности у школьников в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем воспитательной работы. Сценарий урока толерантности для старшеклассников «Что делает меня частью нас?» предполагает совместную работу классного руководителя и педагога-психолога. - Чередниченко, Н. Г. Цикл классных часов «Толерантность — путь к согласию» / Н. Г. Чередниченко, Т. А. Ивахненко. — Текст : непосредственный // Практика административной работы в школе. – 2022. — № 1. – С. 73-77.
Цикл классных часов предназначен для учащихся 5–7-х классов. - Швецова, А. Русский как иностранный. Обязательный минимум по работе с педагогами, родителями и контролю знаний детей / А. Швецова, К. Голованова. — Текст : непосредственный // Справочник руководителя ОУ. – 2024. — № 12. – С. 36-44.
Как организовать обучение детей, которые не говорят на русском языке. Инструменты и рекомендации из разных областей. Представлены таблицы с базовыми знаниями для педагогов, которые занимаются с детьми-инофонами. Инструменты для входной диагностики, тематического контроля, а также памятки, чтобы адаптировать детей-мигрантов, инофонов, билингвов и взаимодействовать с их родителями.