В толковом словаре русского лингвиста Дмитрия Николаевича Ушакова слово «патриот» трактуется как «человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины».
Конечно, патриотическое воспитание – проблема не новая. Но то, что происходит в современном мире: международный терроризм, усиление антироссийской пропаганды, информационная война, – заставляет нас, взрослых людей, приложить свои усилия, чтобы уберечь подрастающее поколение от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность. Необходимо, чтобы патриотическое воспитание способствовало привитию священного чувства любви, уважения и верности своей Родине, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству. Поэтому патриотическое воспитание объявлено приоритетным направлением образовательной политики государства. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» одной из основных задач является активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, её героическим страницам, в том числе сохранение исторической памяти о подвигах защитников Отечества.
Ярчайшим примером подвига и героизма, совершенного настоящими патриотами нашей страны стала Великая Отечественная война. Расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов необходимо, потому что память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, одержавшей Великую Победу и принесшей свободу и независимость народам мира. Сотрудники библиотеки МБОУ ДПО «НМЦ», используя разные формы и методы работы, вовлекают школьников в воспитательные мероприятия по данной теме.
В канун Дня Победы учащиеся 7-х классов МБОУ ООШ № 20 были приглашены на устный журнал «Стояли, как солдаты, города-герои». Устный журнал включал рассказы о семи городах-героях: Москве, Ленинграде, Брестской крепости, Киеве, Волгограде, Севастополе, Керчи. Примеры героизма, стойкости, мужества, самопожертвования советских солдат – защитников нашей Родины открывали одну страницу истории за другой, погружали подростков в далёкие военные сороковые годы. Мультимедийная презентация «Города-герои», созданная в программе Microsoft Office Power Point, помогла сделать мероприятие более эффектным, наглядным, приковывающим внимание. Каждый раздел презентации был снабжен художественно оформленной заставкой. На заставках указывалось название города и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении почётного звания «Город-герой» (ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/d/KMnM99SAEeJ98Q). Рассказы сопровождались музыкой. Эмоциональную насыщенность мероприятию придало выступление заведующей библиотекой МБОУ ДПО «НМЦ» Палатовой Татьяны Николаевны.
Благодаря мероприятию, ученики узнали о 28 героях-панфиловцах, защитниках Москвы, о пограничниках Брестской крепости, о стойкости защитников Сталинграда, о моряках – защитниках Севастополя. В ходе устного журнала рассказывалось и о том, как была исполнена в блокадном Ленинграде Седьмая симфония Д. Шостаковича. Завершающей страницей устного журнала прозвучал небольшой фрагмент книги Л. Кассиля и М. Полянского «Улица младшего сына» о пионере-герое Володе Дубинине. В рассказах устного журнала звучали стихотворения, всё это приковывало внимание школьников.
Устный журнал в майские дни проводился также и для учащихся 6 класса МБОУ ООШ № 73. По окончании устного журнала мальчишкам захотелось побольше узнать о защитниках Брестской крепости. Библиотекарь посоветовала им прочитать книгу Б. Васильева «В списках не значился» и посмотреть художественный фильм, поставленный по этой книге российскими кинематографистами «Я – русский солдат!».
Для учащихся старшего звена была создана игровая программа «Города-герои».
Вовлечение в игру способствует развитию умения размышлять, формированию навыков анализа и синтеза, умения ориентироваться в различных источниках информации и интерпретировать информацию, получаемую из этих источников, закреплять полученные знания.
На методическом объединении игровая программа «Города-герои» была опробована сотрудниками школьных библиотек. Библиотекари уточняли и углубляли знания о городах-героях через призму таких отраслей знаний как математика, астрономия, история и искусство.
В ходе игры были созданы творческие группы: математиков, историков, астрономов и искусствоведов. Для каждой творческой группы были представлены задания, которые нужно было выполнить за отведенное время (30 минут).
Вот некоторые задания для творческой группы математиков.
Первое задание состояло из решения текстовых задач, использующих нематематические слова для передачи математического смысла. Эти задачи основаны на реальных событиях и датах.
Пример: С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года продолжалась героическая оборона Сталинграда. Подсчитайте, сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва, сколько часов? (Ответ: 200 дней и ночей, 4800 часов).
Второе задание было связано с краеведением: «Герои Кузбасса в годы войны». Например, надо было расшифровать имя и фамилию Героя Советского Союза – кузбассовца, участника героического боя у разъезда Дубосеково (оборона Москвы) 16 ноября 1941 года.
Ключ к шифру нужно найти с помощью таблицы умножения. Каждая буква – это закодированное произведение следующих чисел: 48, 72, 72, 42, 63, 48, 54, 56 81, 42, 49, 48, 72, 64, 56, 81
Ключ:
× | 7 | 8 | 9 |
6 | А | И | О |
7 | С | Н | Р |
8 | Е | Ь | Л |
9 | Р | Л | В |
Узнав фамилию героя-кузбассовца, надо было заполнить таблицу: вписать информацию о нём на основе данных книги Ильи Иннокентьевича Кузнецова «Герои Советского Союза – кузбассовцы».
Фамилия, имя, отчество героя | Воинское
звание |
В каком сражении участвовал | Описание совершенного подвига | Какой наградой удостоен за подвиг |
Итоговое задание «Рассказываем вместе» для всех творческих групп состояло в том, что каждая творческая группа делилась с другими группами знаниями, полученными в процессе игры.
Проведенные сотрудниками библиотеки мероприятия на тему Великой Отечественной войны – это малая толика в большой работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. От нас зависит, чтобы память об этом сохранялась.