В качестве приема, позволяющего немного оживить преподавание предметов естественно-математического цикла, можно и нужно использовать фотографии или если есть возможность их цифровое изображение на экране.
Фотография, как инструмент познания окружающего мира, представляет немалый интерес для преподавания на учебных занятиях. Наглядность и визуализация способствуют качеству подаваемой информации и восприятию её на уроках, развитию воображения и участвуют во многих коммуникативных процессах.
Муниципальный этап областного конкурса фоторабот «Мир глазами натуралиста — 2024» и проводится с целью пропаганды охраны живой природы и популяризации эколого-биологических знаний
Номинации
«ФотоДидакт»
Фотографии и серии фотографий объектов живой и неживой природы, которые могут быть использованы в качестве дидактического материала на занятиях, а также в ходе выполнения научно–исследовательских работ и их защите на научных конференциях
Бабочки
Дидактический материал, может быть использован как демонстрационный, обучающий и развивающий материал к проведению занятий в дошкольных образовательных учреждениях , а также для домашнего обучения детей дошкольного возраста. Каждая яркая иллюстрация прекрасное дополнение к занятиям в любой образовательной области.
Автор Путилова Жанна Ильинична, воспитатель МБДОУ № 30
Насекомые
Бабочка.
Она бывает разная
Но всегда прекрасная
Села на листочек —
Похожа на цветочек
Жук Олень.Черен, да не ворон
Рогач, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Сядет – землю роет
Муравей.Он строитель настоящий.Деловитый, работящий.Под сосной в лесу густом,Из травинок строит дом
Пчела.
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком
Стрекоза.
Крылышки прозрачные,
Огромные глаза.
Это насекомое зовется…
Шмель.
На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький как ель,
На пчелу похожий …
Подборка фотографий насекомых, для работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром, в частности с насекомыми, которые обитают в нашем крае. Считаю, этот материал будет интересен и полезен для ребят начиная с младшей группы детского сада. Каждое фото сопровождается загадкой о насекомом, что позволяет запомнить образ насекомого и более красочно представить его.
Автор Кузьминова Наталья Вячеславовна, воспитатель МБДОУ №56
«Хрустальный пузырь»
На фотографиях представлен опыт по созданию хрустального пузыря при температуре воздуха -20 градусов, используя мыльный раствор и трубочку для выдувания. Данные фотографии можно использовать как наглядное пособие при проведении экспериментов по созданию мыльных замерзших пузырей.
Важно помнить, что успех гарантирован при соблюдении следующих правил:
- на улице должен быть мороз, тем быстрее замерзнут пузыри.,
- должна быть безветренная погода, и желательно солнечная, чтобы фотографии получились красивее, а морозный рисунок переливался разноцветными гранями.,
- пузыри «сажать» лучше всего на снег, т.к на гладкой поверхности они не держатся.,
- выдувать пузыри лучше всего через соломинку.,
- раствор предварительно нужно остудить в холодильнике, чтобы не было резкого перепада температуры между пузырём и снегом.,
- чтобы пузыри лучше и дольше держали форму — нужно приготовить специальный раствор для н пузырей:
- Кипячённая, остывшая вода — 150 мл.
- Средство для мытья посуды — 50 мл.
- Глицерин — 15 мл. (продаётся в аптеке)
Глицерин можно заменить сахаром (1 ч.л. на 100 мл. воды)
Автор Шубина марина Владимировна, воспитатель МБДОУ № 30
«Домашние животные»
Дети в младшем дошкольном возрасте лучше усваивают информацию с опорой на наглядно-иллюстративный материал. Одной из задач познавательного развития детей младшего возраста является – это уметь распознавать в картинках домашних животных (собаку, кошку, свинью, корову и др.) Использование наглядного материала «Домашние животные» позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности детей, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к изучаемым объектам.
Автор Надежда Викторовна Грищук, воспитатель МБДОУ № 56
«Водные объекты Алтая и Кузбасса»
Гейзерное озеро, Улаганский район, Горный Алтай
На дне озера находятся термальные источники, поэтому вода не замерзает зимой. Озеро подпитывают один большой подземный родник и три поменьше. Поверхность дна — смесь голубой глины и песка, которая при увеличении притока воды из родников поднимается и оседает на дне, образуя причудливые узоры, похожие на те, что оставляют гейзеры на поверхности земли.
Ни возраст, ни происхождение озера пока не установлены. Туристами водоём был открыт относительно недавно, поэтому есть версия, что озеро образовалось в результате Чуйского землетрясения 2003 года.
Озеро Горькое, Егорьевский район, Алтайский край
Горькое — горько-солёное озеро в Егорьевском районе Алтайского края, в 2 километрах к западу от села Лебяжье. Расположено в древней долине реки Барнаулки.
Площадь зеркала озера — 41,8 км², длина 14 км, ширина 4,5 км, средняя глубина 3,5 м, наибольшая 8 м.
С 1918 года на берегу озера открыт санаторий «Лебяжье», базирующийся на использовании в лечебных целях таких факторов, как мягкий климат, минеральная вода, целебная грязь озера. Вода в озере на вкус горько-соленая, относится к категории щелочных вод умеренной концентрации, по химическому составу близка к воде Ессентуки.
Река Катунь, Онгудайский район, Горный Алтай
Река Катунь начинается в южной части Катунского хребта, ее начало связывают с ледником Геблера. Течение имеет направление с юга на север, где происходит ее слияние с рекой Бией и последующим переходом в Обь. Длина Катуни 688 км, всю долину реки условно разделяют на три участка – Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. У Катуни более 250 притоков. Также реку питают также более 800 ледников.
В водах реки обнаружено высокое содержание ртути. Такой состав объясняется тем, что ее бассейн близко прилегает к Курайской и Сарасинской ртутно-рудной зоне.
В разное время года воды Катуни меняют свой цвет. Весной и летом река грязно-молочная, такой оттенок ей придают мельчайшие частицы породы, вымываемые с ледника. А вот осенью и ближе к зиме вода приобретает ярко-бирюзовый оттенок и становится очень прозрачной. Поэтому туристы для путешествия сюда выбирают именно осень.
Река Кия, Кемеровская область
Река Кия (в переводе с тюркского означает «обрыв» или «каменистый склон») находится в юго-восточной части Западной Сибири и является левым притоком реки Чулым. Кия расположена в Кемеровской и Томской областях. Протяженность реки составляет 548 км.
Главными притоками реки Кия считаются такие реки как Четь, Тяжин и Антибес.
Берет свое начало река Кия в северо-восточной части склонов Кузнецкого Алатау, её исток — в южной густо-таёжной горной части Тисульского района Кемеровской области.
Река Кия очень популярна среди любителей сплавов и рыболовов. Главной особенностью реки является отсутствие на берегах промышленных предприятий. К слову, Кия издавна считается одной из самых рыбных рек Западной Сибири. В чистой воде Кии водятся налимы, осетры и стерлядь, также встречается щука, окунь, язь и плотва, нерестится нельма.
На берегах Кии находится большое количество живописных скал, которые поднимаются над водой на высоту 15-20 метров. Отдельные скалы имеют свои названия: Великан, Отец и Сын, Одинокий и уникальное обнажение «Вулкан Кондовый Бухтай».
В XIX веке по Кие и её притокам (Мокрому Берикулю, Талаюлу и др.) располагались золотые прииски.
Река Чибитка, Улаганский район, Горный Алтай
Чиби́тка (алт. Чибит — «охра, жёлтый цвет») — река в Республике Алтай, правый приток реки Чуи. Длина реки — 39 км.
Река стекает с северо-восточных склонов Курайского хребта и протекает по Улаганскому плато, где принимает правый приток, в верховьях которого расположено озеро Узункёль. Потом проходит между Айгулакским и Курайским хребтами, где образует озеро Чейбеккёль. Немного ниже озера Чибитка проходит через «Красные Ворота» — резкое сужение долины, образованной скалами красноватого цвета. На реке стоят сёла: Акташ и Чибит.
В бассейне реки расположено 20 озёр.
Данные фотографии можно использовать на уроке окружающего мира во 2,3,4 классах по учебнику А.А. Плешакова, при изучении тем «Водные богатства» и «Моря, реки и озера России». Для изучения данной темы в учебнике представлен достаточный материал, однако его можно дополнить данными фотографиями, которые сделаны на территории Кузбасса и Горного Алтая. Кроме этого материал можно использовать при подготовке докладов, сообщений и презентаций о водных объектах России.
Данные фотографии могут быть использованы на уроках русского языка для развития речи, при изучении тем «Предложение», «Текст», «Имена собственные».
Автор Темнорусова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 42»
«Лебеди, озеро Светлое»
Фотокадр «Лебеди» был сделан в январе 2024 года в Государственном природном комплексном заказнике Лебединый, озеро Светлое Советского района Алтайского края. Используется ка наглядность при составлении описательного рассказа и при заучивании стихотворений.
Автор Черданцева Анастасия Александровна, учитель-логопед МАДОУ № 51
Северное сияние
Формирование у детей знания о таком природном явлении Крайнего Севера как северное сияние, посредством наблюдения и беседы по видеофрагменту. Уточнить представление детей об этом красивом явлении природы.
Северное сияние — мистическое, непредсказуемое и красивое свечение, внезапно появляющееся. Происходит оно только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные морозы. Небо, как правило ясно, если облачно, то вся красота будет закрыта облаками. Давным-давно люди верили в то, что игра красок на небесах нечто иное как танец богов. некоторые племена видели в этом явлении недоброжелательность, и даже брали оружие для защиты, если им приходилось выходить на улицу. Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на солнце происходит взрывы. (фото сделаны в городе Норильске)
Автор Шабалина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ № 51
«Лишайник»
Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при высоком содержании в нём угарного газа, соединений серы, азота и фтора. Степень чувствительности у разных видов не одинакова, поэтому их можно использовать в качестве живых индикаторов чистоты окружающей среды.
Фотографии выполнены в Крапивинском районе. Они позволяют утверждать, что на данной территории нет воздушного загрязнения.
Автор Золотарева Светлана Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 2
«Слияние Катуни и Чемала»
При впадении прозрачного Чемала в бирюзовую мутную Катунь образуется на протяжении нескольких сот метров несмешиваемая четкая граница между двумя реками. Наблюдать за слиянием можно с высокого уступа над Катунью, через который проходит тропа на остров Патмос («Козья тропа»).
У слияния Катуни и Чемала очень красиво, потрясающая природа. Именно здесь понимаешь, что это Алтай, Горный Алтай! Только ради посещения этого места, стоит отправится в поездку.
Данную фотографию можно использовать на занятиях по окружающему миру. Например, «Экскурсия по Алтайскому краю»
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.
Задачи: расширять естественные представления (формировать знания о горах, реках и озерах). Развивать речь, мышление, память, внимание. Учить видеть красоту окружающего мира, воспитывать чувство единства человека и природы.
Автор Соловьева Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ № 39
«Заботливая беспечность»
Данные фотографии могут быть использованы на таких уроках, как окружающий мир и биология. Для углубления знаний о пернатых, для развития познавательного интереса к окружающей природе, для воспитания заботливого отношения к братьям нашим меньшим. Школьники должны уметь наблюдать за птицами и делать правильные выводы. Так, например, существует мнение: если человек потрогал птенца, то родители его уже не примут обратно, потому что на нем останется запах человека. Ребятам нужно помнить, что у птиц не так сильно развито обоняние, как у млекопитающих, и родители не бросят своего птенца, если они взяли его в руки и перенесли в безопасное место. Однако не стоит забывать, что нельзя трогать маленьких птенцов, если случайно обнаружили гнездо, ради простого любопытства. Хоть человеческий запах и не отпугнет птиц — родителей, но такие действия могут причинить беспокойство пернатым и сделать гнездо заметным для хищников. Поэтому наша помощь не должна навредить!
Автор Бринева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 20
«Съедобные и ядовитые грибы Кузбасса»
Грибы дошкольники видят достаточно редко, имеют о разных их видах смутные представления, поэтому качественные изображения этих «лесных даров» позволяют не только развить детскую речь, но также значительно обогатить знания об окружающем мире, природе.
Тема «Грибы» — это очень богатый и интересный материал для занятий с детьми. Необходимо обязательно использовать его как с малышами, так и со старшими дошкольниками. Очень полезно учить загадки по данной теме. Это помогает не только тренировать память, внимание дошкольника, но также увеличивает его словарный запас. Картинки позволят сделать любое упражнение или игру не только полезными, но также очень интересными для детей, что, в свою очередь, поможет быстрее добиться желаемого результата.
Автор Михеева Галина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 39
«Жизнь тюленей»
Фотокадр «Островной тюлень» был сделан в декабре 2023 года вблизи полуострова Камчатка. Используется как наглядность при отгадывании загадок, при составлении описательного рассказа, при ознакомлении жизни морских животных, при разучивании стихотворения Бориса Заходера «Как тюлень стал тюленем».
Автор Черданцева Анастасия Александровна, учитель –логопед МАДОУ№ 51
Грибы
Фото грибов можно использовать для дидактических игр по теме грибы ,создать обучающий и развивающий комплекс для индивидуальных и групповых занятий в детском саду. Игры могут быть: обучающие согласованию разных частей речи, способствующие речевому, интеллектуальному, физическому и сенсорному развитию, закрепляющие первичные математические представления, развивающие мышление и творческое восприятие.
Автор Цыганкова Александра Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 30
«Золотая осень»
На фотографии мы видим золотые, словно пропитанные солнцем деревья. В чистом и прозрачном воздухе чувствуется дыхание осени. Лазурное небо с белыми лёгкими облаками вторит осеннему настроению. Земля укрыта желтеющей травой. На фотографии мы видим удивительное временя года – золотую осень.
Именно в дошкольном детстве необходимо вызвать в ребёнке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Окружающая природа эмоционально захватывает ребенка. Фотографии такого характера можно использовать разных видах деятельности:
- «Изобразительная деятельность», где изготавливаются рисунки и различные поделки.
- «Художественная литература», где используются произведения о природе.
- «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
- «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.
Автор Морозова Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ №39
«Как мы можем помочь зимующим птицам»
В зимнее время зимующим птицам очень трудно прокормиться. Поиск еды – это главная задача для птиц. В школах с детьми мы ежегодно делаем кормушки, которые в дальнейшем вывешиваем на деревья. Самые частые гости на кормушках в городской черте безусловно синички, воробьи и голуби.
Синички — очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
Данная серия фотографий сделана из окна дома. Она показывает, что не только в кормушку можно насыпать корм для птиц. Один из вариантов – это подвешивание сала на нитку или проволоку. Сало обязательно должно быть несоленым и некопченым, без перца и каких бы то ни было специй и добавок. Эти фотографии могут быть использованы в качестве дидактического материала на занятиях, а также в ходе выполнения научно–исследовательских работ и их защите на научных конференциях.
Автор Конева Алена Эдуардовна, учитель МБОУООШ № 37
«Белочка в сосновом бору Кемерово»
Вместе с приходом зимы у любого лесного жителя начинаются проблемы. Человек хитрый — напридумывал себе отопление, а животным что? В связи с этим возникает закономерный вопрос: как белка живёт всю зиму в лесу?
Серию фотографий белочки можно использовать в разных образовательных областях:
- Художественно-эстетическая развитие:
- «Изобразительная деятельность» — для рассматривания зверька и последующего его изображения, так как на фото четко видны все части тела белки, цвет шубки, характерные особенности;
- «Музыкальное воспитание» — для визуализации образа белочки по музыкальным произведениям, и, наоборот, подбор музыкальных фрагментов по иллюстрации;
- Речевое развитие:
- «Художественная литература» — для составления описательного рассказа по иллюстрации. Кроме того, данную серию можно использовать для составления истории с продолжением по замыслу ребенка;
- Познавательное развитие – на занятиях по формированию целостной картины мира, например, при организации бесед о подготовке зверей к зиме, способах питания и защиты от хищников.
Автор Румынина Марина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ №39
«Семья уток»
Вот это встреча! Летом в городском парке обосновалась семья уток. Важно плавая в пруду стайкой, они совсем не боялись посетителей. Сначала ныряли в воду, как будто что-то искали, купались, а потом свои перышки клювом перебирали. Иногда с любопытством поглядывая подплывали совсем близко, радуя горожан.
Методические указания по использованию данных фотоматериалов в образовательном процессе по областям.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «На пруду»; беседы: «Водоплавающие птицы», «Чем питаются утки», «Чем можно, а чем нельзя кормить уток?», «Правила поведения у водоема».
- Познавательное развитие.
- Рассматривание фотографий «Семья уток».
- Дидактические игры: «Утиное семейство»; «Найди всех уток»; «На птичьем дворе», «Назови семью».
- Речевое развитие.
- «Пересказ рассказа В. Сутеев «Добрая утка»; чтение рассказа Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; описание уток; составление рассказа по серии фотографий; чтение стихотворений; отгадывание загадок; чтение худ. литературы; чтение потешки «Наши уточки с утра…»; речевая игра «Кто, как кричит?».
- Художественно-эстетическое развитие.
- Лепка «Уточка»; рисование «Утка с утятами»; аппликация «Уточки в пруду»; конструирование из бумаги «Утка в камышах»»; слушанье песенок; свободное рисование, раскрашивание.
- Физическое развитие.
- Разминка: «Вышли уточки на луг»; ритмическое упражнение «Уточка»; подвижная игра: «Охотники и утки»; пальчиковые игры: «Уточка», «Ути-Ути», «Шла уточка бережком».
Автор Ларионова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ №24
«Кузнецкий Алатау»
Данные фото могут быть использованы в образовательном процессе. Как показывает практика комплексное использование фотографий на уроках истории в независимости от возраста и класса предпологает обращение к фотографии для осуществления их связи с современностью, а также решения познавательных задач на основе фотографий. Помогает развивать зрительный образ.
В данной работе как уже было сказано выше, используется фотоматериал «Кузнецкого Алатау» Фотографии можно использовать на уроке истории.
Темаs урока:
- «Отечественная война 1812 года»
- Гора зеленая «Кузнецкий Алатау
- Гора «Большой Каным»
- Марийские лесоходы
В 1812 году произошёл военный конфликт между Российской и первой Французкой империей переросший в войну. Как известно в годы Отечественной войны 1812 года народный характер ярко проявился в действие партизанских отрядов.
Творческое задание: Рассмотрев внимательно данные фотографии, составьте план действий партизан.
Автор Карпенко Денис Сергеевич,учитель истории МБОУ СОШ № 1
«ФотоИстория»
Фотографии и серии фотографий, отражающие этапы развития какого-либо организма, природного процесса или явления.
«Папоротник сибирский»
К папоротникам человек издавна относился по-особому, выделяя их из числа других растений. Реликтовые растения мезозойской эры, современники динозавров, живые ископаемые — все это можно сказать о папоротниках. Скорее всего, все без исключения хорошо знают историю о том, что раз в году на Ивана Купалу, в самую короткую ночь года, в глухом лесу, под березой с тремя стволами от одного корня, зацветает папоротник. Светится его цветок, как пламя. Отыщешь этот цветок – в любом деле удача тебе будет. А охраняет цветок папоротника его нечистая сила, которая и не дает вынести его из леса. К сожалению, это, хотя красивая, но всего лишь легенда.
На занятиях использую в качестве демонстрационного материала, для развития связной речи, обогащения словарного запаса и автоматизации звуков в предложении.
Автор Пелагеевская Дарья Владиславовна, учитель-логопед МБДОУ № 56
«Не страшна простуда нам — пьем шиповник по утрам!»
Садовое товарищество «Источник», лето-осень 2023г
- 1, 2, – начало июня 2023г (цветение шиповника)
- 3 – середина июня 2023г (шиповник отцвел)
- 4а, 4б, 4в – начало сентября (созревание ягод)
- 5 – начало октября (сбор шиповника)
- 6а, 6б – начало ноября (сушка шиповника)
- 7 – конец ноября (приятного чаепития!)
Всем известны полезные свойства шиповника для нашего организма. Проследив все стадии созревания шиповника по данному материалу, ребенок с удовольствием выпьет этот целебный напиток.
Данный материал использовала как демонстрационный при подготовке к празднику осени, на котором о своих полезных свойствах рассказали девочки – ягодки (шиповника) и исполнили зажигательный танец.
Автор Долбешкина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 56
«Лесная клубника»
Клубника лесная относится к семейству травянистых растений. Тонкие стебли в высоту не превышают 20 см. Листва клубники тройчатой формы располагается на достаточно коротких черешках. Снизу на листьях имеется наличие шелковистого волосяного покрова. Цветы имеют белый цвет. По размеру плодов клубника лесная отличается довольно мелкими плодами, имеющими шарообразную форму с насыщенным запахом и вкусом.
Фотографии сделаны с мая по август в районе Беловского МО.
Автор Чуличкова Александра Валентиновна, воспитатель МБДОУ№ 22
«Домик шершня»
Фотографии сделаны на участке частного дома летом 2023 года.
В фотоистории представлена серия фотографий гнезда шершня.
Шершни – это удивительные насекомые принадлежащие к семейству ос.
Тому как они строят гнездо, можно только удивляться – сколько труда, дисциплины вложено в этот процесс. Своё жильё насекомые делают прочным, удобным. Оно защищает их от жары и холода.
Материалом для постройки служат древесина и кора. Особенно нравится шершням берёза. Кусочки дерева тщательно пережевываются, смачиваются слюной превращая всё в мокрую бумагу. Из полученного материала постепенно шар за шаром вылепливаются соты, стенки, перегородки, оболочки. Гнёзда имеют шаровидную или конусообразную форму. Средний размер составляет от 30 см до 50 см, вес обычно 1 кг.
Данную серию фотографий использую в своей работе с детьми в познавательном и экологическом развитии. А также в продуктивной и исследовательской деятельности.
- Фото №1 – начало строительства (10.07.2023г.)
- Фото №2 – первый этаж (24.07.2023г.)
- Фото №3 – дом готов (06.08.2023г.)
Автор Митина Наталья Николаевна воспитатель МБДОУ № 56
Ответственный за проведение конкурса
Приложения к материалу
- Приказ управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 05.12.2023 №679 «О проведении муниципального этапа областного конкурса фоторабот «Мир глазами натуралиста — 2024»»
- Приказ управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 17.01.2024 №71 «Об итогах муниципального этапа областного конкурса фоторабот «Мир глазами натуралиста» для педагогов образовательных организаций»
Здравствуйте, форма регистрации закрыта
Форма опубликована
Добрый вечер! Извините, я сегодня отправила заявку, но пишет закрыто. Почему так рано?
Форма всё еще открыта, успевайте.
Прием заявок продлен до 15.01.2024 включительно